Речь — это одно из ключевых средств взаимодействия с окружающей средой и главный элемент психического развития личности. Кроме того, именно дети с помощью вопросов получают возможность познавать мир. Но сегодня значительно участились случаи развития различных речевых нарушений. Почему именно сейчас увеличилось количество таких проблем у детей и какие способы борьбы с этим существуют? — Ответы в материале.
Основные причины речевых нарушений

Основную группу риска составляют дети дошкольного возраста, так как именно в этот период активно развивается речь. В классической логопедии различают внешние и внутренние неблагоприятные факторы, которые становятся причинами нарушений речи у детей. Но, если рассматривать именно современные причины возникновения нарушения речевого развития, то остановимся подробнее на таких факторах, как влияние гаджетов, эмоциональная холодность родителей и перегрузка информационного пространства ребенка.

Если говорить конкретнее, то из собственного профессионального опыта могу сказать, что все больше современных родителей просто не говорит с ребенком и не занимается развитием его речевых способностей. Да, все еще есть родители, которые действительно беспокоятся о собственном ребенке, но, как это ни парадоксально, с каждым годом их все меньше.

Из наиболее классических ситуаций, которые мне пришлось наблюдать, можно описать такую: вечером ребенка забирают из детского сада и пока он переодевается, мама или папа стоят в сторонке полностью погружены в свой телефон. Какого бы возраста или уровня самостоятельности ни был малыш, он очень ждет встречи с родными вечером, а с первых же минут все внимание достается не ему, а неживому механизму.

Или еще один пример: ребенок капризничает, ведет себя некрасиво или его просто нужно отвлечь, что в такой ситуации делают современные родители? Вместо того, чтобы поговорить и выяснить, в чем же причина его негодования, они дают смартфон, чтобы он переключил внимание. О качественном речевом развитии не может идти речи, если единственный собеседник ребенка — неодушевленный механизм, не требующий словесного ответа.
Наиболее распространенные разновидности речевой патологии у детей

Речевые нарушения могут иметь различные проявления, которые зависят от степени поражения и локализации речевой функции. В данном материале не будем углубляться в узкопрофильную, чисто логопедическую специализацию, а поговорим о современных патологических последствиях, которые возникают под действием вышеуказанных причин.

Для удобства будем делать это, рассматривая каждый период речевого развития ребенка. Начнем с первого — от момента рождения до первого года жизни — «подготовительного» периода. Здесь уже очень важно активное участие родителей, ведь ребенок должен слышать речь, должен видеть, откуда вообще берется звук. Он уже в 4 месяца предпринимает попытки подражать взрослым, поэтому если рядом есть родители, которые недостаточно часто говорят с ребенком, формируется предпосылка для развития задержки речевого развития, а значит, и дисгармония в развитии психической сферы.